ИСТОРИЯ

Из истории
вышивки

 
Последние события

История искусств

ДИЗАЙН

Портрет
дизайнера

 
Художники
, работающие
в жанре вышивки...

 
Стили
 
Техники
 
МАСТЕРСКАЯ

Поделись идеей
 
Вышивка и компьютер
 
Все о вязании

Вязание крючком

Вязание спицами

БЕСЕДКА

Игольница
Весёлая страница
 
О вышивке и не только...
 
Письма
читателей

 
Подарки
 
Архив
 
Это любопытно

УЗЕЛОК

Виды
стежков

 
Виды наборов
 
Таблица форматов
 
Англо-русский словарик
 
Икона
 
ЧИТАЛЬНЯ

Книжная
полка

Редкие издания. Анотации к вышедшим в свет книгам.
 
ДАЙДЖЕСТ
Интересные перепечатки из журналов и газет.
 
ССЫЛКИ

Простор
RUнета

 
Покупки
в интернете

 
О ЖУРНАЛЕ

Почему
"Пятница"?

 
Команда
"Пятницы"

 
                 •   Дата публикации 23 февраля 2003 года •  Календарь обновлений  
Журнал ПЯТНИЦА - вернуться на Главную страницу
УЛИЦА РЕМЁСЕЛ - ДОМ ВЫШИВКИ

О

Главная страница -                                                     

Чёрная вышивка

Изобразительное искусство и архитектура, украшение интерьера и роспись по ткани - классическое сочетание черного и белого неподвластно времени. Вышивка счетным крестом черными нитками на белой ткани - техника, которая великолепно вписывается в эту категорию. Черная вышивка - как ее называют сегодня - это техника, чьи истоки разнообразны и древни. Геометрические повторяющиеся узоры с давних пор использовались как элементы отделки, появлялись в мозаиках, напольном покрытии... Черная вышивка существует со времен Древнего Рима, Греции и других античных цивилизаций. Образцы черной вышивки были найдены по всей Европе и до сегодняшних дней дошли в виде традиционной вышивки крестьян славянских стран.


 

Amanda Cox,
автор книги о Blackwork, дизайнер,
работающий в жанре чёрной вышивки

Черная вышивка,
как украшение одежды и мягкой мебели,
указывала на принадлежность к аристократии

 

  Аманда

    
Из истории Чёрной вышивки (BlackWork)

     ЧЁРНАЯ ВЫШИВКА использовалась в Англии до эпохи Тюдоров для украшения костюмов и тканей, а пика популярности достигла во время правления Генриха VIII. Расцвет начался с прибытия Екатерины Арагонской, дочери короля Фердинанда и королевы Изабеллы Испанской, ко двору Тюдоров в 1501 году. Сначала она вышла замуж за Артура, старшего сына Генриха VII, умершего спустя год после свадьбы, и брак был признан не вступившим в силу. Екатерина вновь
вышла замуж, на этот раз за Генриха, младшего брата Артура, и стала первой из шести печально известных жен Генриха VIII.
    Правление Генриха VIII было бурным и полным событий, а Екатерина была английской королевой в течении 25 лет и все это время удерживала влияние при дворе. Ее страстное увлечение «испанской работой» разожгло любопытство придворных, техника получила признание и оставалась в моде в течении 125 лет! Когда в 1554 году Генрих развелся с Екатериной, Испания и все испанское оказались в немилости, термин «испанская работа» был со временем заменен на «чёрная вышивка».
король Генрих VIII
Рассмотрите внимательно рисунок на одежде на крупном фото.
Интересная ссылка: Генрих VIII и его жёны
 
Екатерина Арагонская       Екатерина любила эту технику, которая становилась все более и более популярной в Испании в 15-16 веках, особенно под влиянием мавританской цивилизации. Мавритане Северной Африки господствовали на территории Испании свыше 800 лет, и были изгнаны в 1492 году королем Фердинандом и королевой Изабеллой.
Не удивительно, что за такой длительный период мусульманская культура вошла в испанское общество и в значительной степени стала испанской культурой.
    В ткацком ремесле, в изготовлении ковров и вышивке особенно ярко отразились мусульманские принципы симметрии дизайнов, которые можно увидеть на образцах чёрной вышивки эпохи раннего Тюдора. Позже, под влиянием Испании, рисунки для чёрной вышивки были изменены и получили более свободную интерпретацию: отдельные фигуры типа фруктов и цветов были заполнены геометрическими узорами, что позволило создать кружевной эффект.

Екатерина Арагонская

Чаще всего такие рисунки использовались для украшения постельного белья и других предметов быта, а так же рукавов, воротничков, манжетов, где стежки были выполнены двойным наметочным швом. Металлические нити, известные как серебряно-позолоченные, использовались для украшения и оживления чёрно-белой вышивки. Промышленное производство металлических нитей очень скоро вытеснило позолоченную серебряную нить, вокруг шелковой нити стали обматывать золотистую или просто оставлять золотую металлическую проволоку.

Украшение чёрной вышивкой - необыкновенный экземпляр (1615 год).
  Щёлкните мышкой по картинке,
 чтобы увидеть увеличенное изображение
      Мода на чёрную вышивку в Англии продолжается, начиная с XVI века со времен Елизаветы. Прекрасный пример чёрной вышивки как украшения сложных костюмов, одеваемых знатью, можно увидеть на портретах, но, к сожалению, сохранилось не так много образцов вышитой ткани, сделанной в первой половине XVI века. По современным стандартам, даже самые богатые люди того времени жили в антисанитарных условиях. Мыло было дорогим и неочищенным, сделанным из таких малопривлекательных инградиентов, как коровьи экскременты, крапива.

Эта работа, сделанная по правилам чёрной вышивки эпохи Тюдоров, вышита в 1928 году.
Это, вероятно, разрушало ткани того периода очень сильно, так что стирка при дворе Тюдора не пользовалась популярностью. Нижнее белье и другие ткани, используемые дома, время от времени стирали, но роскошные одеяния нет.
    Лучший черный шелк для вышивки импортировали из Голландии, но стоимость делала его недосягаемым для низших сословий, единственной альтернативой для которых были нити, окрашенные вручную. Малопривлекательная комбинация материалов типа коры бузины, измельченной скорлупы грецких орехов и серной кислоты давала смесь едкую, но цветоустойчивую. Масла и грязь, остающиеся на ткани при носке, разрушали волокна ткани так же эффективно как используемые красители. Часто единственным доказательством того, что дошедшие до нас костюмы были украшены вышивкой, являются дыры или светлые области на ткани.

Эта, бабочка, сидящая на стене - современный пример чёрной вышивки.
  Увеличить
Салфетки с ирисами        Для низших сословий изысканная черная вышивка была альтернативой дорогостоящему кружеву, которое облагалось налогом во времена Тюдора и раннее якобинское время. Королевским указом было запрещено ношение кружев всем кроме высочайшей знати.
В результате этого указа чёрная вышивка, как украшение одежды и мягкой мебели, стала указывать на принадлежность к аристократии, стремящейся выдвинуться.


Свободные плавные линии ириса породили дизайн, который объединяет насыщеные контуры с геометрическими узорами.
    Поскольку развившаяся текстильная промышленность предложила больше цветных и разнообразных нитей, чёрная вышивка была забыта на несколько веков как довольно унылая и вышедшая из моды. Однако в прошлом столетии наблюдалось возрождение чёрной вышивки в 20-30-х годах большей частью в виде отдельных фигур, заполненных узорами, в строгом стиле Тюдора.
    Сегодняшний интерес к чёрной вышивке, как технике, начался в 60-х годах прошлого века с более свободного использования геометрических узоров, позволяющего создать глубину тона и структуры, а также использовать другие, не только чёрный, цвета. Не заметно, чтобы этот интерес уменьшался, создано множество моделей для чёрной вышивки, книг, схем и наборов, которые можно приобрести. Похоже, что с ее очаровательными историческими верительными грамотами чёрная вышивка как универсальное искусство собирается развиваться и в этом тысячелетии. И это здорово!

Журнал "Needlework" (октябрь 1998 года)
Перевод с английского Ольги Ачкасовой

Перейти ко второй части



© 2003 Дизайн-студия "Sofronoff"